Заказать разработку
Отправить заявку
MKDG - автоматизация логистики,автоматизация торговли,разработка erp систем,разработка по,разработка программного обеспечения,создание программ,электронный документооборот Разработка программного обеспечения
Москва, Варшавское шоссе д.42, Бизнес-центр «На Варшавке».
Главная / Публикации /

Подготовка к разработке технического задания

Приступая к разработке

«Путь в тысячу ли начинается с первого шага» -  учил древний китайский философ Лао-Цзы. Для проекта любого уровня сложности таким первым шагом становится разработка технического задания.

Безусловно, разработка технического задания, или сокращенно, ТЗ -  это, пожалуй, один из важнейших этапов проектирования. Именно на этом этапе зачастую определяется качество будущей автоматизированной системы (АС), её соответствие ожидаемым требованиям  - то, насколько система будет удовлетворять Вашим потребностям в решении задач автоматизации Вашего предприятия. Ошибки же, допущенные на этой стадии проектирования, в дальнейшем бывает очень сложно исправить, они негативно сказываются на всем проекте, неоправданно его усложняя, и могут в итоге привести к увеличению стоимости и сроков реализации проекта.

В данном цикле статей мы попытаемся на конкретных примерах проанализировать наиболее часто встречающиеся ошибки и дать свои рекомендации по разработке ТЗ.

Основным нормативным документом на данном этапе проектирования является ГОСТ34-602-89  «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ». 

ГОСТ34-602-89:
Техническое задание на АС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации - далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

Но сейчас мы не будем перечислять здесь пункты вышеуказанного стандарта, а попробуем подойти к вопросу с более общих позиций. Как показывает наш опыт, строго следовать положениям ГОСТ  есть смысл на том этапе разработки ТЗ, когда определены и согласованы ключевые вопросы назначения, состава и конфигурации проектируемой автоматизированной системы, устранены все неоднозначности и противоречия в требованиях к будущей АС. Именно на этих моментах мы и заострим внимание.

Итак, с чего начать?

Шаг 1. Определение назначения системы.

Для начала попытайтесь сформулировать назначение Вашей системы. Что будет делать Ваша будущая система? Автоматизация бухгалтерского учета? Электронный документооборот внутри компании? Обработка информации о Ваших клиентах? Управление складским учетом и ресурсами предприятия? Предоставление информации через сеть Интернет? Интернет-торговля?

Необязательно использовать устоявшиеся термины, такие как ERP (Enterprise Resource Planning – Система планирования ресурсов предприятия, корпоративная информационная система (КИС)), или CRM (Customer Relationship Management). Просто сформулируйте -  например, система предназначена для учета товаров на складе, обработки заказов с формированием соответствующих документов, и хранении информации о клиентах.

Замечание. Не стоит подходить к назначению системы по принципу «все-в-одном-по-максимуму». Учитывайте реальные потребности Вашего предприятия. Как показывает опыт, избыточный функционал, сделанный «с запасом», как правило, в реальных условиях остается неиспользованным, при этом неоправданно удорожая систему. Кроме того, возможно у Вас на предприятии для автоматизации каких-либо задач уже существует своя автоматизированная система, и в этом случае правильнее наладить взаимодействие и обмен данными между АС?

Шаг 2. Выбор платформы.

Итак, с назначением мы определились. Следующий важный шаг -  выбор платформы.

Существуют два принципиальных подхода: использование web-интерфейса и классические «настольные», или  «десктопные» (от англ. desktop) приложения.

Относительно приложений с web-интерфейсом традиционно существуют несколько распространенных заблуждений. Первое:  web-приложения – это «просто сайты в Интернете, и ничего более серьезного». На самом деле web-приложения позволяют решать практически все те же задачи, что и «настольные», и например, широко используются в различных АБС – автоматизированных банковских системах. Более того, в последнее время наметился подход, когда программы, традиционно существующие в «настольном» исполнении, все больше переводятся на использование web-технологий. Примером могут служить различные системы «Клиент-Банк», или надстройки Microsoft Office Live Add-on.
Второе заблуждение -  что программы с web-интерфейсом более медленны, менее удобны и менее функциональны, чем их «настольные» аналоги. Использование сочетания традиционных и новых технологий (PHP, JSP, ASP.NET, AJAX, Flash, Microsoft Silverlight) позволяет создавать т.н. насыщенные web-приложения, не уступающие по функциональности и удобству «настольным».
Третье распространенное заблуждение -  web-приложения менее безопасны и более уязвимы для несанкционированного доступа к данным. На самом деле механизмы авторизации и аутентификации, шифрование, плюс правильные подходы к защищенности приложения в целом позволяют строить безопасные системы. Международные платежные системы Visa и PayPal тому явное подтверждение.

В случае использования web-интерфейса  приложение может быть кроссплатформенным -  т.е. для Вас не будет иметь значения, какая операционная система (Windows, MacOS X или Linux) используется на компьютерах пользователей, более того -  Вам нет необходимости устанавливать на компьютерах дополнительное программное обеспечение. Все что нужно -  это web-браузер и подключение к web-серверу через локальную сеть или Интернет. Вся система в этом случае развертывается на web-сервере, который может быть как внутри локальной сети Вашего предприятия, так и в сети Интернет. От рабочих станций (компьютеров) пользователей в случае использования web-интерфейса Вам не нужны большие вычислительные мощности – поскольку все данные в этом случае хранятся и обрабатываются на сервере.

Классические «настольные» приложения устанавливаются на каждый компьютер, на котором будет использоваться данная система. В этом случае приложение привязано к определенной платформе: 32 или 64-разрядные версии операционных систем Microsoft Windows или Linux для PC, различные версии MacOS X для компьютеров Apple.

При использовании «настольных» приложений Вы можете четко определить рабочие станции (компьютеры) пользователей, на которых будет установлено программное обеспечение, тем самым физически ограничив число возможных точек входа в Вашу АС. Кроме того, “десктопные” приложения, как правило, легче интегрируются с существующими системами, и работают чуть-чуть быстрее.

Шаг 3. Выбор базы данных.

И для web-систем, и для настольных приложений одним из важнейших вопросов является вопрос хранения данных. Для упорядоченного хранения и обработки информации используют базы данных.

База данных (БД)- совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ. База данных является информационной моделью предметной области.

Для хранения и управления БД используется специальный информационный ресурс - сервер БД, и специальное
ПО -  система управления базами данных - СУБД.

Без преувеличения можно сказать, что база данных является основой любой современной автоматизированной информационной системы. Выбор базы данных во многом определяет дальнейшее построение системы. И здесь мы вплотную подходим к одному из важнейших аспектов -  стоимости СУБД.

Прежде всего, нельзя не заметить, что все СУБД можно разделить на 2 категории -  это платные и бесплатные СУБД. К платным можно отнести Orcale, IBM DB2, Microsoft SQL Server и Sybase и др., к бесплатным – MySQL, Postgree SQL и Interbase/Firebird и др.

Замечание. Не следует думать, что бесплатные СУБД заведомо хуже, чем их платные разновидности. Статистика показывает, что бесплатный Interbase/Firebird в рейтинге используемых СУБД занимает третью позицию, лишь немного уступая коммерческой Oracle (12,6% и 16,1% соответственно по состоянию на май 2007 г.). На четвертом месте вслед за Interbase/Firebird так же бесплатная СУБД MySQL (10,2%), в то время как платные Sybase и IBM DB2 оказываются ближе к концу списка (2,8 и 1,7% соответсвенно). В довершение можно отметить, что разработка бесплатной СУБД MySQL поддерживается и спонсируется такими крупными компаниями, как Sun Microsystems и, как ни покажется странным, Oracle.

Итак, в результате мы получили следующие предпосылки к разработке технического задания:


  • Назначение системы

    (Например, «Автоматизированная система учета и обработки заявок от клиентов, интегрированная с системой складского учета»)

  • Краткое описание требуемого функционала

    (Например, «АС должна предоставлять клиентам информацию о наличии на складе товарных единиц, осуществляя импорт данных из существующей АС «Склад». Клиенты должны иметь возможность заполнения заявок для резервирования выбранных ими позиций»)

  • Платформа

    (Например, «АС должна работать через web-интерфейс на компьютерах под управлением операционной системы Microsoft Windows XP Professional и выше без установки дополнительного программного обеспечения»)

  • База данных

    (Например, «Для работы базы данных должен использоваться Microsoft SQL Server»)

Вышеперечисленные пункты и будут минимальным набором сведений, позволяющим специалистам начать для Вас разработку технического задания в соответствие с ГОСТ34-602-89.

В следующей статье мы разберем ошибки, наиболее часто встречающиеся при составлении технического задания

 

Комментарии (0)


Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


© 2005—2017 «MKDG Group» Разработка программного обеспечения Пресс-центрПреимуществаКарта сайта